|
История
История борьбы человека с траблами уходит своими корнями в седую глубь времен, когда
на заре нашей цивилизации далекие предки человека создали первые технические приспособления
(орудия труда). Вот тут и обнаружилось присутствие в их жизни коварных траблов –
палки-копалки ломались в самый неподходящий момент, как бы кремневое огниво рассыпалось,
не давая искр, а суковатая дубина неожиданно до крови обдирала крепкие, но еще не
мозолистые руки.
Видимо вот тогда-то мохнатые еще мудрецы и призадумались впервые о коварстве траблов и необходимости
борьбы с ними, предприняли первые шаги в этом направлении. История не донесла до нас полных описаний тех
схваток, успехов и поражений в них человека; мы об этом теперь только догадываемся. И можно
лишь предполагать, что изобретение колеса означало появление новой вехи в этой борьбе.
И в те первобытные времена предки современных охотников на траблов всеми средствами пытались
предупредить нас, своих потомков, не только о коварстве траблов, но и о том, что их можно
испугать и даже победить. Только таким образом можно интерпретировать постоянное повторение сцен охоты на траблов
в наскальных рисунках эпохи неолита. Так, на одном из первых дошедших до нас наскальных рисунков первобытных
людей, древние австралийцы изобразили трабла в виде убегающего от охотника страуса. И это доказывает
нам, что даже в те далекие времена не только поражения, но и успехи сопутствовали человеку в его
борьбе.
Мы не знаем (и уже никогда не узнаем) их имен, но отдавая дань уважения безвестным теперь героям-охотникам,
с примитивным снаряжением (а то и с голыми руками) выходившим на траблов, мы постараемся проследить и
восстановить основные эпизоды героической битвы человека с постоянно противостоящим ему врагом.
Эта борьба характерна для всех эпох и континентов. Везде, где появлялся человек, появлялись и его коварные спутники.
И в древних манускриптах Тибета, и в сохранившихся письменах майя мы встречаем упоминания о восхваляемых подвигах
охотников на траблов. Но в древности людям, вероятно, не до конца были известны повадки и неукротимый нрав траблов.
Похоже, их даже пытались приручать. На гипсовом древнегреческом медальоне (справа)
изображена первая в истории попытка человека обуздать и покорить трабла (история, правда,
умолчала, чем эта попытка закончилась...). Это единственное дошедшее до наших времен свидетельство подобной попытки.
Первые дошедшие до нас более или менее правильно датированные и
документированные свидетельства борьбы человека с траблами относятся к эпохе Древнего Египта (наскальная
клинопись) и Древней Шумерии (глиняные таблички времен царя Хаммурапи). В дальнейшем письменные свидетельства,
скульптурные и живописные изображения регулярно информируют нас о ходе этой непрекращающейся схватки. Но и теперь
мы не устаем восхищаться мужеством первых охотников, выходивших на траблов с короткими бронзовыми
мечами, скорее походившими на длинные ножи, чем на оружие (см. фото внизу).
Также необходимо отметить, что что бок о бок с мужчинами на охоту за траблами выходили и
женщины. Статуэтка из слоновой кости (середина 2 тыс. до н.э.) с древнего Крита (фото справа) изображает такую отважную охотницу. Интересно, что в этом случае
траблы изображены в виде пойманных змей, что должно было символизировать победу человеческого разума над
змеиной хитростью и коварством траблов.
В памятниках древнеегипетского искусства, начиная с эпохи Древнего царства, тема борьбы человека с траблами
прослеживается воплощенной в рельефных и скульптурных изображениях фараонов - победителей, траблов - побежденных.
Эта особенность связана с обожествлением личности фараона в Древнем Египте, в связи с чем все успехи в борьбе с
траблами приписывались божеству-фараону. Не исключено также, что фараонам (в силу их социального положения) реально принадлежала
главенствующая роль в борьбе с траблами. В силу некой специфики рабовладельческого общества нам бывает сложно порой
понять, что подвигало отдельных представителей этого общества на опасную, беспощадную и бескомпромиссную борьбу - желание ли
провести досуг в охотничьих забавах, неуемная ли жажда славы или благородное стремление облегчить жизнь современников.
Во всяком случае их успехи до нас донесли сохранившиеся памятники, а уж неудачи...
Статуэтка из гробницы Тутанхамона (фото слева), изображающая фараона на черном леопарде,
как раз и должна была символизировать победу над траблом. Но значительно больший
интерес вызывает изображение на заупокойной плите (фото справа) фараона Нармера
(конец 4 тыс. до н.э.). Фараон изображен здесь побивающим трабла, принявшего образ
человека, что свидетельствует о том, что людям стала известна удивительная мимикрия
траблов, позволяющая им принимать любой образ, включая человеческий. Это подтвеждает
наше предположение о том, что человек не оставлял своих попыток проникнуть в суть
феномена появления траблов, пытаясь найти оптимальные способы борьбы с ними.
Забегая вперед, отметим, что и сегодня, спустя тысячелетия, это по-прежнему остается
актуальным.
Эти две статуэтки (левая из Древнего Египта, правая - из древних Альп) являют собой,
по нашему мнению, наиболее достоверные дошедшие до нас изображения траблов, которые
показаны искусными скульпторами, как мы теперь говорим, в повседневной жизни. Пожалуй
не известно других изображений, на которых столь непосредственно и с такой подкупающей
простотой были бы подмечены и переданы бытовые детали облика траблов. И задумчиво
почесывающий затылок острым предметом один, и непричесанный, с всклокоченной спросонок
шерстью - другой, оба они предстают перед нами несколько в иной ипостаси, не имеющей
ничего общего с общепринятой. Естественно, это ни в коей мере не должно изменить нашего
отношения к этим, по-видимому, противоречивым, но оттого ничуть не менее зловредным созданиям.
Сохранилась серия великолепных алебастровых рельефов с изображением эпизодов конной охоты на траблов
ассирийского царя Ашшурбанипала из его дворца в Ниневии (VII в. до н.э.). Древний художник мастерски передал стремительность
и напряженность погони, возглавляемой непосредственно царем. К тому же на одном из рельефов царь Ашшурбанипал изображен стреляющим в трабла из лука,
что может свидетельствовать о его весьма активном участии в процессе.
Такого рода изображения только подтверждают наше
предположение об остроте и актуальности этой проблемы в то далекое от нас время до такой степени, что участие в подобных
(весьма опасных к тому же) мероприятиях верховного правителя и его свиты становилось просто
естественным. Об опасности такой охоты свидетельствует изображение трабла в образе царя зверей
- льва. На другом рельефе из того же дворца мы можем видеть достойный итог этой
удачной охоты - издыхающего трабла в виде пронзенной стрелами, агонизирующей львицы...
Из эпохи ранней античности наиболее хорошо нам стал известен случай с Икаром. История не сохранила
для нас его портрета, но этот отважный юноша по праву может считаться первым в мире
летчиком-испытателем. Совершая пробный полет на созданных его отцом Дедалом крыльях и проводя
их летные испытания на максимальную высоту подъема, он по неопытности не заметил трабла, зашедшего
со стороны солнца и внезапно атаковавшего его, по неопытности же не сумел справиться с ним, в воздушном бою был сбит и,
не имея еще аварийных средств спасения, героически погиб в бурных волнах Эгейского моря.
Только легенды донесли до нас правду о его отважном полете. Из этого случая смело можно
сделать вывод, что осваивать воздушное пространство Земли траблы начали практически
одновременно с человеком.
Древние афиняне и спартанцы подошли к борьбе с траблами чисто по-военному, планируя свои
операции (фото слева) по законам военной стратегии. И добились при этом немалых результатов.
На фото справа можно видеть бронзовую статую спартанского лучника, поражающего трабла из
засады.
В древней литературе также часто встречаются упоминания о столкновениях с траблами.
Например, Гомер в "Одиссее", описывая возвращение греческих героев в Элладу, рассказывает о попытке
траблов, принявших облик сладкоголосых сирен, заманить путешественников в западню. Лишь
хитроумный Одиссей смог адекватно отреагировать в критической ситуации и спасти своих
спутников. Это, в свою очередь, говорит нам о достаточно частых вторжениях траблов в
жизнь древних.
А вот еще одна хорошо знакомая с детства и леденящая душу история. Известный в античной Трое охотник на траблов по имени
Лаокоон (часто в литературе ошибочно именуемый жрецом), отправившись на очередную охоту, взял с собой
для практики подросших сыновей. Остановившись на ночлег и разбив лагерь после целого дня
безуспешных поисков добычи под палящим солнцем Малой Азии, уставший отец с
сыновьями неосмотрительно уснули, не оставив дежурного на ночь. Подкравшиеся под покровом ночной тьмы к
лагерю коварные траблы обернулись морскими змеями и, набросившись на спящих, задушили
во сне неосторожных охотников. Эта трагедия вдохновила на создание известной
мраморной группы "Лаокоон" (фото слева) родосских скульпторов Агесандра, Афинодора и
Полидора (I в. до н.э.). Тема эта неоднократно повторяется в живописи эпохи Возрождения, напоминая
современным охотникам о необходимости соблюдения определенных предшествующими поколениями правил техники
безопасности при выслеживании и добыче траблов. Не повторяйте печальных ошибок древних,
будьте предельно осторожны и бдительны! Не забывайте - иногда охотник на траблов, как и минер, ошибается только один раз...
Напряженная сцена погони за траблом в прериях североамериканских штатов в последней трети XIX века, запечатленная
неизвестным нам наблюдателем, легла в основу торговой марки известной во всем мире оружейной
фирмы Winchester и стала ее символом на последующие десятилетия.
|
|