История
Оружие
Ловля траблов
Готовка
Источники

История

   История борьбы человека с траблами уходит своими корнями в седую глубь времен, когда на заре нашей цивилизации далекие предки человека создали первые технические приспособления (орудия труда). Вот тут и обнаружилось присутствие в их жизни коварных траблов – палки-копалки ломались в самый неподходящий момент, как бы кремневое огниво рассыпалось, не давая искр, а суковатая дубина неожиданно до крови обдирала крепкие, но еще не мозолистые руки.

   Видимо вот тогда-то мохнатые еще мудрецы и призадумались впервые о коварстве траблов и необходимости борьбы с ними, предприняли первые шаги в этом направлении. История не донесла до нас полных описаний тех схваток, успехов и поражений в них человека; мы об этом теперь только догадываемся. И можно лишь предполагать, что изобретение колеса означало появление новой вехи в этой борьбе.
   И в те первобытные времена предки современных охотников на траблов всеми средствами пытались предупредить нас, своих потомков, не только о коварстве траблов, но и о том, что их можно испугать и даже победить. Только таким образом можно интерпретировать постоянное повторение сцен охоты на траблов в наскальных рисунках эпохи неолита. Так, на одном из первых дошедших до нас наскальных рисунков первобытных людей, древние австралийцы изобразили трабла в виде убегающего от охотника страуса. И это доказывает нам, что даже в те далекие времена не только поражения, но и успехи сопутствовали человеку в его борьбе.
   Мы не знаем (и уже никогда не узнаем) их имен, но отдавая дань уважения безвестным теперь героям-охотникам, с примитивным снаряжением (а то и с голыми руками) выходившим на траблов, мы постараемся проследить и восстановить основные эпизоды героической битвы человека с постоянно противостоящим ему врагом.

   Эта борьба характерна для всех эпох и континентов. Везде, где появлялся человек, появлялись и его коварные спутники. И в древних манускриптах Тибета, и в сохранившихся письменах майя мы встречаем упоминания о восхваляемых подвигах охотников на траблов. Но в древности людям, вероятно, не до конца были известны повадки и неукротимый нрав траблов. Похоже, их даже пытались приручать. На гипсовом древнегреческом медальоне (справа) изображена первая в истории попытка человека обуздать и покорить трабла (история, правда, умолчала, чем эта попытка закончилась...). Это единственное дошедшее до наших времен свидетельство подобной попытки. Первые дошедшие до нас более или менее правильно датированные и документированные свидетельства борьбы человека с траблами относятся к эпохе Древнего Египта (наскальная клинопись) и Древней Шумерии (глиняные таблички времен царя Хаммурапи). В дальнейшем письменные свидетельства, скульптурные и живописные изображения регулярно информируют нас о ходе этой непрекращающейся схватки. Но и теперь мы не устаем восхищаться мужеством первых охотников, выходивших на траблов с короткими бронзовыми мечами, скорее походившими на длинные ножи, чем на оружие (см. фото внизу).

   Также необходимо отметить, что что бок о бок с мужчинами на охоту за траблами выходили и женщины. Статуэтка из слоновой кости (середина 2 тыс. до н.э.) с древнего Крита (фото справа) изображает такую отважную охотницу. Интересно, что в этом случае траблы изображены в виде пойманных змей, что должно было символизировать победу человеческого разума над змеиной хитростью и коварством траблов.
   В памятниках древнеегипетского искусства, начиная с эпохи Древнего царства, тема борьбы человека с траблами прослеживается воплощенной в рельефных и скульптурных изображениях фараонов - победителей, траблов - побежденных. Эта особенность связана с обожествлением личности фараона в Древнем Египте, в связи с чем все успехи в борьбе с траблами приписывались божеству-фараону. Не исключено также, что фараонам (в силу их социального положения) реально принадлежала главенствующая роль в борьбе с траблами. В силу некой специфики рабовладельческого общества нам бывает сложно порой понять, что подвигало отдельных представителей этого общества на опасную, беспощадную и бескомпромиссную борьбу - желание ли провести досуг в охотничьих забавах, неуемная ли жажда славы или благородное стремление облегчить жизнь современников. Во всяком случае их успехи до нас донесли сохранившиеся памятники, а уж неудачи...

   Статуэтка из гробницы Тутанхамона (фото слева), изображающая фараона на черном леопарде, как раз и должна была символизировать победу над траблом. Но значительно больший интерес вызывает изображение на заупокойной плите (фото справа) фараона Нармера (конец 4 тыс. до н.э.). Фараон изображен здесь побивающим трабла, принявшего образ человека, что свидетельствует о том, что людям стала известна удивительная мимикрия траблов, позволяющая им принимать любой образ, включая человеческий. Это подтвеждает наше предположение о том, что человек не оставлял своих попыток проникнуть в суть феномена появления траблов, пытаясь найти оптимальные способы борьбы с ними. Забегая вперед, отметим, что и сегодня, спустя тысячелетия, это по-прежнему остается актуальным.

   Эти две статуэтки (левая из Древнего Египта, правая - из древних Альп) являют собой, по нашему мнению, наиболее достоверные дошедшие до нас изображения траблов, которые показаны искусными скульпторами, как мы теперь говорим, в повседневной жизни. Пожалуй не известно других изображений, на которых столь непосредственно и с такой подкупающей простотой были бы подмечены и переданы бытовые детали облика траблов. И задумчиво почесывающий затылок острым предметом один, и непричесанный, с всклокоченной спросонок шерстью - другой, оба они предстают перед нами несколько в иной ипостаси, не имеющей ничего общего с общепринятой. Естественно, это ни в коей мере не должно изменить нашего отношения к этим, по-видимому, противоречивым, но оттого ничуть не менее зловредным созданиям.

  Сохранилась серия великолепных алебастровых рельефов с изображением эпизодов конной охоты на траблов ассирийского царя Ашшурбанипала из его дворца в Ниневии (VII в. до н.э.). Древний художник мастерски передал стремительность и напряженность погони, возглавляемой непосредственно царем. К тому же на одном из рельефов царь Ашшурбанипал изображен стреляющим в трабла из лука, что может свидетельствовать о его весьма активном участии в процессе.
Такого рода изображения только подтверждают наше предположение об остроте и актуальности этой проблемы в то далекое от нас время до такой степени, что участие в подобных (весьма опасных к тому же) мероприятиях верховного правителя и его свиты становилось просто естественным. Об опасности такой охоты свидетельствует изображение трабла в образе царя зверей - льва. На другом рельефе из того же дворца мы можем видеть достойный итог этой удачной охоты - издыхающего трабла в виде пронзенной стрелами, агонизирующей львицы...

   Из эпохи ранней античности наиболее хорошо нам стал известен случай с Икаром. История не сохранила для нас его портрета, но этот отважный юноша по праву может считаться первым в мире летчиком-испытателем. Совершая пробный полет на созданных его отцом Дедалом крыльях и проводя их летные испытания на максимальную высоту подъема, он по неопытности не заметил трабла, зашедшего со стороны солнца и внезапно атаковавшего его, по неопытности же не сумел справиться с ним, в воздушном бою был сбит и, не имея еще аварийных средств спасения, героически погиб в бурных волнах Эгейского моря. Только легенды донесли до нас правду о его отважном полете. Из этого случая смело можно сделать вывод, что осваивать воздушное пространство Земли траблы начали практически одновременно с человеком.

   Древние афиняне и спартанцы подошли к борьбе с траблами чисто по-военному, планируя свои операции (фото слева) по законам военной стратегии. И добились при этом немалых результатов. На фото справа можно видеть бронзовую статую спартанского лучника, поражающего трабла из засады.

   В древней литературе также часто встречаются упоминания о столкновениях с траблами. Например, Гомер в "Одиссее", описывая возвращение греческих героев в Элладу, рассказывает о попытке траблов, принявших облик сладкоголосых сирен, заманить путешественников в западню. Лишь хитроумный Одиссей смог адекватно отреагировать в критической ситуации и спасти своих спутников. Это, в свою очередь, говорит нам о достаточно частых вторжениях траблов в жизнь древних.

   А вот еще одна хорошо знакомая с детства и леденящая душу история. Известный в античной Трое охотник на траблов по имени Лаокоон (часто в литературе ошибочно именуемый жрецом), отправившись на очередную охоту, взял с собой для практики подросших сыновей. Остановившись на ночлег и разбив лагерь после целого дня безуспешных поисков добычи под палящим солнцем Малой Азии, уставший отец с сыновьями неосмотрительно уснули, не оставив дежурного на ночь. Подкравшиеся под покровом ночной тьмы к лагерю коварные траблы обернулись морскими змеями и, набросившись на спящих, задушили во сне неосторожных охотников. Эта трагедия вдохновила на создание известной мраморной группы "Лаокоон" (фото слева) родосских скульпторов Агесандра, Афинодора и Полидора (I в. до н.э.). Тема эта неоднократно повторяется в живописи эпохи Возрождения, напоминая современным охотникам о необходимости соблюдения определенных предшествующими поколениями правил техники безопасности при выслеживании и добыче траблов. Не повторяйте печальных ошибок древних, будьте предельно осторожны и бдительны! Не забывайте - иногда охотник на траблов, как и минер, ошибается только один раз...   

   Напряженная сцена погони за траблом в прериях североамериканских штатов в последней трети XIX века, запечатленная неизвестным нам наблюдателем, легла в основу торговой марки известной во всем мире оружейной фирмы Winchester и стала ее символом на последующие десятилетия.